Размер шрифта A
A
Цвет Текст Текст Текст
Настройка
Изображения
Настройки шрифта
Выберите шрифт
Интервал между буквами (Кернинг)

Селькупы

Селькупы - народ самодийской языковой группы в междуречье Оби и Енисея. Исторически в составе селькупов различают две территориально изолированные группы - северную и южную. Самоназвание северных селькупов - солькуп, шолькуп (таежный человек). В дореволюционной этнографической литературе их называли обычно остяками или остяками-самоедами. Южные селькупы, в составе которых имелось несколько этнотерриториальных групп имели другие самоназвания. Селькупы бассейнов Тыми и Парабели называли себя чумыль куп (земляной человек), обитатели бассейна Кети - суссе кум или шош кум (таежный человек). Современный этноним введен в 30-е годы XX века и первоначально был воспринят лишь северной группой. У южных селькупов он утвердился в последние два десятилетия.

Селькупский язык принадлежит к самодийской ветви уральской семьи языков. Кроме селькупов, на самодийских языках говорят ненцы, энцы, нганасаны. Их языки составляют северосамодийскую группу. селькупский язык относится к южносамодийской группе. В нем выделяют шесть диалектов и два переходных говора. Морфология селькупского языка отличается от ненецкой большим количеством падежей. Значительно богаче в селькупском языке и словообразование глагольных основ. По своему звуковому составу селькупский язык близок к диалекту лесных ненцев и кондинскому говору манси. Неоднократные попытки создать у селькупов единый литературный язык на основе северного диалекта не увенчались успехом.

Этногенез современных селькупов сложен. Все современные самодийские народы сложились в результате длительных контактов аборигенного населения севера с самодийскими по языку племенами, пришедшими на эти территории из области Саянского нагорья.

Южные селькупы являются прямыми потомками носителей кулойской археологической культуры в Среднем Приобье, (V в. до н.э. - V в. н.э.) С этой историко-культурной общностью современные исследователи связывают происхождение всех народов самодийской языковой группы. Непосредственными преемниками кулойцев в среднем Приобье, по мнению археологов, являлось население, создавшее релкинскую археологическую культуру (VI-VIII в. н.э.). Следы их проживания - остатки старинных землянок карамо - можно видеть во многих местах по рекам Тымь, Кеть, Парабель, Нарым. Нарымские селькупы считают эти землянки жилищем своих предков. Действительно, многие элементы хозяйственного уклада, орудий труда и быта релкинцев аналогичны селькупскому этнографическому материалу.

Северные селькупы сложились в результате миграции в XVII веке части самодийского населения со Средней Оби в бассейны верхнего Таза и Турухана, левого притока Енисея. Окончательное этническое оформление этой группы завершилось в XIX веке. Наряду с собственно селькупским компонентом в состав северных селькупов вошли энецкие, кетские и хантыйские этнические элементы.

В настоящее время селькупы живут в Красноселькупском районе ЯНАО, в Каргасокском, Парабельском, Верхнекетском районах и на сельской территории города Колпашево Томской области. Небольшие группы селькупов имеются в Туруханском районе Красноярского края. В 2002 г. численность селькупов в России составила 4249 человек. Южные селькупы сосредоточены в нескольких сельских населениях пунктах Томской области. Это Иванкино и Тоскино на территории г. Колпашево, Тюхтерево и Нельмач в Парабельском районе, Напас, Наунак, Айполово, Усть-Чижапка и Ново-Югино в Каргасокском, Усть-Озерное и Максимкин Яр в Верхнекетском, Новониколаевское, Назино, Лукошкин Яр и Ларино в Александровском районах. Во всех этих селах они живут совместно с представителями других национальностей, которые повсеместно доминируют в численном отношении. Велик процент смешанных браков. Так, по данным комплексной селькупской экспедиции Института этнологии РАН в 1971-1984 гг. из 96 селькупских браков, зарегистрированных Верхнекетским районным загсом, 88 или 91,6% были заключены с русскими, украинцами, немцами и др.

Русские обосновались на Средней Оби в конце XVI века. К этому времени здесь существовало селькупское объединение, известное под названием Пегая орда во главе с князем Воней. Имея до 400 вооруженных людей, Воня длительное время отказывался признать власть русского царя, заключив союз с татарским ханом Кучумом. Лишь с основанием Нарынского острога (1596) русские сумели обложить селькупов данью.

В XVII веке селькупы составляли коренное население Нарымского, Кетского, части Томского и Сургутского уездов. Всего насчитывалось 27 селькупских волостей. Во главе каждой из них стояли "князцы" из числа бывших родовых вождей и их потомков. В их функции входил сбор ясака, разбор конфликтных ситуаций. связанных с наследованием имущества, земельными и долговыми спорами и т. п. Решения принимались на основе норм обычного права, традиционных нравственных установок и общественной морали.

В начале XVIII века было осуществлено крещение томских селькупов. Возникла даже целая деревня Новокрещеново, где оседали селькупы, принявшие христианство и решившие жить "как русские". Уплату ясака селькупы производили до 80-х гг. XIX века пушниной. Кроме ясака они платили губернские, земские и казенные сборы, несли волостные повинности.

Во второй половине XIX века усиливается русский переселенческий поток в районы проживания селькупов. Под влиянием русских они стали селиться в деревнях, заводить домашний скот, заниматься огородничеством, однако основными видами хозяйственной деятельности оставались исконные охота и рыболовство. Хозяйственно-культурные связи селькупов и русских стали постепенно закрепляться семейно-брачными узами. В целом образ жизни обских селькупов к началу XX века существенно отличался от северных, живущих в глухих таежных областях и не имевших постоянных контактов с русскими.

В середине XIX века в социальной организации северных селькупов еще существовали два экзогамных объединения: фратрии "орла половинный род" и "кедровки половинный род". Фратриальное деление было характерно и для южных селькупов, в составе которых прослеживалось несколько кровных родов с тотемическими названиями: медвежий, вороний, лебяжий и др. С конца XIX века у всех селькупов основной общественной единицей стала соседская община, в которую входили представители различных этнотерриториальных групп, не связанных между собой кровным родством. Члены такой общины совместно пользовались промысловыми угодьями, оказывали всевозможную помощь семьям, лишившимся кормильца, старикам и одиночкам.

Селькупы вели комплексное хозяйство, главными отраслями которого были охота и рыболовство. Оленеводство знали только северные селькупы, оно имело транспортное направление. Однако исследования последних лет показывают, что так было далеко не всегда. В доселькупских археологических культурах Западной Сибири обнаруживаются следы мотыжного земледелия, которое, было принесено в Томско-Нарымское Приобье непосредственными предками селькупов. В селькупских захоронениях до XVII в. встречаются земледельческие орудия труда и глиняные горшки с растительной пищей. Весьма любопытны селькупские лингвистические материалы, связанные с земледельческой терминологией. В селькупском языке сохранились такие выражения, как "расчищать чашу" (кырачь меды), "рыхлить землю" (выляль дотыты), "хлебная лепешка" (нян) и др.

Наряду с земледелием, у южных селькупов прослеживаются также реликты старинного оленеводческого хозяйства, в котором олени были не только транспортными животными, но и давали мясо, молоко, шкуры. Это было таежное вьючное оленеводство саянского типа, занесенное сюда предками селькупов из более южных мест. В результате приспособления к новым условиям селькупы выработали свои формы оленеводческой традиции, которые до настоящего времени проявляются в быту как южной, так и северной групп.

Для селькупов в прошлом были характерны также керамическое, ткацкое и металлургическое производства. Археологические раскопки показывают, что селькупы изготовляли из глины не только разнообразную посуду, но и другие вещи: предметы культа, детские игрушки, грузила для сетей, тигли. В селькупском Приобье найдены остатки литейных мастерских. В устной селькупской традиции до сих пор сохраняются рассказы о старинных мастерах, умевших выплавлять металл из особого "камня" (пох), изготавливать оружие, панцири, шлемы, орудия труда.

Керамика начинает исчезать из предметов погребального инвентаря селькупских могильников в XVI веке. К XVII керамическое производство во многих районах Приобья полностью исчезло. То же самое произошло с ткачеством. Экономический регресс селькупов к началу XVII века связывают с изобилием пушного зверя, которым отличалась Западная Сибирь. Сибирские меха высоко ценились, и Приобье стало одним из основных центров концентрации торговцев пушниной из различных цивилизованных стран того времени. Селькупы, как и другие народы Западной Сибири, усиленно превращались в поставщиков пушнины. Что же касается самих селькупов, то происшедшие изменения тяжело отразились на судьбе этого народа. Происходило одностороннее экстенсивное развитие охоты за счет деградации других видов производственной деятельности (зерно, посуду, ткани можно было приобрести в обмен на пушнину). В области охотничьего промысла имела место лишь консервация традиционных орудий и способов лова, которые в условиях изобилия пушного зверя вполне обеспечивали товарные потребности маленького народа. Когда же пушной бум прошел, селькупы остались в истощенной тайге с разрушенным собственным производством и деградирующей экономикой.

Ружье стало главным орудием охоты у селькупов лишь во второй половине XIX века. До этого охотились с помощью лука и различных ловушек. Наиболее распространенные - пасть, кляпцы, черкан, плашки, силки. С луком охотились главным образом на птицу и белку. Селькупский сложный лук славился своими качествами и был объектом обмена с соседними народами. Стрелы оперялись орлиными или лебяжьми перьями. Для добычи крупного зверя настораживались самострелы по специальным деревянным меркам с изображением медведя, лося и других животных.

Соболь в среднем Приобье был истреблен уже в конце XVII века, поэтому основным объектом пушной охоты у селькупов были белка, горностай, охотились также на лисицу, росомаху, добывали песца. О распространенности беличьего промысла говорит наличие у селькупов в XIX веке специальной меновой единицы сарум - связка из десяти беличьих шкурок. Название ее даже вошло в наименование селькупских числительных. Все они, начиная со второго десятка, содержат слово "сарум": двадцать - две связки, тридцать - три связки и т. д.

Для селькупов большое значение имела охота на дичь - глухарей, тетеревов, рябчиков, которые являлись основным источником мяса. Мясо птицы заготавливали впрок. Весьма распространенной была добыча куропаток силками из конского волоса. Этой охотой занимались дети с очень раннего возраста, она носила у них характер игры-соревнования. Летом на озерах коллективно промышляли линных гусей. Их загоняли в один из заливов и сетями перегораживали выход. Весьма распротраненным было выращивание в домашних условиях щенят песца, лисицы, а также диких птиц - утят и гусят. В прошлом селькупы для охотничьих целей приручали также медвежат. Их держали в специальном помещении и называли ман иямы - мой сын. Выращенные медведи, завидев дикого, вступали с ним в драку, во время которой охотник легко убивал дикого.

Вторым по значению в хозяйстве селькупов был рыбный промысел. Основные объекты промысла - осетр, нельма, омуль, чир, муксун, стерлядь, налим, щука, карась. Рыбный сезон открывался "малым промыслом". Он начинался сразу после возвращения с охоты на белку и длился до спада вешней воды. С этого времени начинался "большой промысел": селькупы из зимних селений переселялись на рыболовные тони ("пески") и добывали рыбу в больших количествах, заготавливая ее впрок. Из традиционных орудий рыболовства у селькупов наибольшее распространение получила ставная сеть, им было известно запорное рыболовство, широко использовались морды, котцы и другие ловушки, изготовленные из тальника, коры и тонких деревянных реек, ужение, добыча рыба острогой и с помощью лука. Лучение с острогой производилось ночью при свете берестяных факелов со спаренных для устойчивости лодок. На озерах добывали щуку и другую рыбу с помощью жерлиц - больших поплавков с крючками.

Оленеводством занимались селькупы северной группы, причем, главным образом тазовские; туруханские, как и нарымские, были почти все безоленными. Селькупское оленеводство - таежного типа. Размеры стад и маршруты сезонных передвижений были относительно невелики. Селькупы, в отличие от ненцев, не пользовались пастушеской собакой. Пастьба оленей вообще практиковалась редко, даже зимой. Вечером их отпускали на волю, а утром они сами собирались к чуму. Чтобы животные не уходили далеко, на ноги им надевали деревянные "башмаки" мокта. Летом оленей вообще распускали, но некоторые хозяева сооружали сараи с дымокурами, в которых животные спасались от комаров. Осенью, после окончания лова рыбы, начинался поиск распущенных оленей. Их выслеживали как всякого дикого зверя. В конце концов, к зиме хозяевам удавалось собрать основную массу животных. Узнавали принадлежность оленя тому или иному хозяину по специальным меткам на ушах.

Селькупские селения юрты располагались на высоких берегах рек в устьях небольших притоков и были невелики - от 2 до 10 жилищ. Существовало несколько типов жилищ: чум; усеченно-пирамидальное каркасное подземное; срубное подземное; сруб с плоской крышей и др. Постоянным жилищем селькупов-оленеводов круглый год был чум - коническое каркасное сооружение, крытое берестой или шкурами. По способу соединения основных жердей каркаса (вершины двух основных жердей соединялись с помощью веревочной петли) селькупский чум не отличался от самодийского. Очажный крюк крепился к вершине чума, к основе в форме конуса приставлялись остальные жерди (до 50, в зависимости от размеров). Поверх каркаса надевали покрышки: две нижние в форме трапеции и две верхние - прямоугольные и меньше размером. Дверью служил край одной из нижних покрышек. Посреди чума на железном листе устраивали очаг либо ставили железную печку с трубой. Пол в чуме справа и слева от очага иногда застилался досками.

Обычно в чуме жили две семьи или брачные пары (родители с женатыми детьми), они располагались по обе стороны от очага, мужчины - дальше от входа, чем женщины. Место напротив входа сразу за очагом считалось почетным и сакральным. Там хранили предметы культа, оружие, размещали гостей. Спали на оленьих шкурах и травяных циновках, летом ставили ситцевые пологи от комаров. Селькупы-оленеводы перевозили на нартах остов и покрышки чума, железный лист и доски пола. В таежной зоне остов чума оставляли на месте. Здесь чум использовался в основном как летнее жилище.

Зимним жилищем в таежной зоне были полуземлянки различной конструкции и размеров. Одна из древнейших  - землянка карамо. Это  двухкамерный углубленный в землю "дом в горе" (в обрыве реки, в склоне холма). Карамо сооружали выходом к реке, нередко попасть в него можно лишь на лодке. Первое помещение (сени) не имело передней стенки, в него втаскивали лодки. Второе (жилое) помещение было больше и глубже первого, его стены обкладывали бревнами, врезанными в пазы вертикальных угловых столбов. Крыша из 1-2 ярусов бревен и слоя бересты, засыпанной землей, была односкатной или полого двускатной. Отапливалось карамо очагом или чувалом (тип камина) с остовом и трубой из жердей, обмазанных глиной.

Другой тип полуземлянки - каркасно-столбовой конструкции усеченно-пирамидальной формы мяй мат. Основу каркаса составляли 4 опорных угловых столба, соединенных наверху квадратной рамой, образующей крышу. Стены и крыша заделаны жердями или плахами и засыпаны землей. Вход - углубленный в землю коридор из вертикальных столбов и жердей с плоской крышей. Жилище имело справа от входа одно или два окна, отапливалось очагом или чувалом. На реке Кеть селькупы строили каркасные наземные жилища похожие на полуземлянки тяй мат: на площадке со снятым дерном ставили 4 вертикальных столба с развилками. К ним приставляли жерди, заваливая их травой и землей.

Из срубных жилищ можно отметить землянку южных селькупов мадет-мат. Она была глубиной до 2 метров, двухкамерная - два помещения соединялись подземным коридором длиной до 5 метров. Первое помещение (сени) с земляными, ничем не укрепленными стенами (наружной стены нет). Крыша - плоская, из бревен в накат. Вход через крышу по бревну с зарубками. Второе помещение - квадратный сруб. Перекрытие - шатровое, четырехскатное, из 4-х бревен, врубленных в углы сруба и соединенных в центре. В XIX веке многие селькупы, особенно обские, стали строить срубы русского типа со свесом крыши, но из тонких бревен, со слабо заделанными углами, без фундамента, с земляным полом и без потолка. Покрывали их хворостом, дерном, корой. Справа от входа ставили чувал.

Летним жилищем южным селькупам служили шалаши (балаганы), выполненные из жердей и крытые корой. Они имели различную форму: полусферические (из гнутых прутьев и ветвей), прямоугольные с двускатной крышей, конические и др. Выносной очаг в таком помещении располагался по соседству под открытым небом. Для выпечки хлеба использовали особые глиняные печи под навесом. Южные селькупы нередко жили во время летнего промысла рыбы в крытых лодках илимках как кеты, ханты и манси.

В настоящее время селькупские семьи за редким исключением у оленеводов живут в поселках в домах русского типа из бруса, крытых железом, шифером или дранкой.

Зимней одеждой у северных селькупов (мужчин и женщин) служила парка - распашная шуба из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи из покупной ткани и штаны из ровдуги, а женщины - домотканные платья. В сильные холода поверх парки одевался сокуй - глухая одежда с капюшоном из оленьих шкур мехом наружу. Этот вид одежды был заимствован селькупами у своих северных соседей ненцев. Зимней обувью служили пимы, головки которых делали из камуса, а голяшки - из сукна. Ступню вместо чулка обертывали травой (осокой), которую предварительно сушили, разминали руками и расчесывали. Летом носили ровдужную обувь и русские сапоги. Головной убор шился из пыжиков (шкурки молодых телят), песцовых или беличьих лапок. Летом мужчинам и женщинам головным убором служили платкиповязываемые в виде косынки или тюрбана. Одежда селькупов была бедна орнаментом. Она не имела ни меховых вышивок, ни бисерных украшений. У мужчин единственным украшением в одежде был кожаный пояс с металлическими бляшками.

На юге селькупского ареала широкое распространение получила одежда русского покроя. Зимой носили тулуп или парку, покрытую сукном, русские шапки-ушанки или эвенкийские капоры. Повсеместно использовались русские рубахи и штаны, платья и сарафаны. Летняя обувь и рукавицы на юге делались из кожи осетра или стерляди. Нарымские селькупы шили великолепные шубы из тщательно подобранных в различных сочетаниях беличьих и собольих лапок. Над изготовлением такой шубы приходилось работать несколько лет.

Селькупы-оленеводы в качестве зимней одежды сохраняют малицы, сокуи и бакари ненецкого типа.

Селькупы-мужчины и мальчики обычно стригли волосы в кружок. Мужчины иногда носили одну-две серьги. Девушки и замужние женщины носили две косы. Девушки вплетали в них цветные лоскутки, привешивали металлические бляхи, бубенчики и бусы. Замужние женщины никаких украшений в косах не носили.

Традиционный пищевой продукт южных селькупов - рыба. Её квасили (позднее стали солить), приготовляли из нее порсу и юколу, ели в сыром, вареном и мороженом виде. Для приготовления порсы рыбу разделяли на части, поджаривали, сушили и толкли в ступе. Из отходов (головы, кости, печень и т. п.), получавшихся при изготовлении порсы и юколы, вытапливали рыбий жир, желчь, которая шла на обработку - замшу; из осетровых пузырей варили клей для склеивания луков и подклейки лыж.

Наиболее распространенным повседневным блюдом в зимний период была квашеная рыба. Квасили ее вместе с ягодами (брусника, клюква, морошка) в ямах: укладывали ряд рыбы, затем пласт ягод. Все это засыпалось землей. Впрок заготовлялась также боровая дичь, утки, гуси и куропатки. У северных селькупов заметную роль в пищевом рационе играла оленина. В качестве приправы к мясным и рыбным блюдам женщины собирали дикий лук, выкапывали клубни сараны. Хлеб, чай, соль употребляли в прошлом преимущественно селькупы, живущие на Оби. Вместо чая пили настой можжевельника. Из него же приготовляли хмельной напиток, прибавляя к нему молодые мухоморы. Покупные продукты (мука, сахар, крупы, сливочное масло и т. п.) вошли в повседневный обиход всех групп селькупов в конце XIX века.

Основным средством передвижения селькупа-охотника зимой были лыжи тангыш из елового дерева, подбитые камусом или шкурой выдры. Они имели характерный выгиб в задней части, что сближало их с одной из разновидностей лыж хантов и манси, но были короче (150-160 см) и имели разную ширину. Передняя часть лыж была шире задней. Вместо палок при ходьбе на лыжах использовали деревянный посох. В качестве транспортных животных селькупы-оленеводы использовали оленей и собак, нарымские - собак и лошадей. Езду на оленях в санной упряжке селькупы заимствовали у своих соседей ненцев. На юге, в тайге, безоленный охотник обычно сам тащил ручную нарту, к которой иногда припрягал собаку. Ручная нарта по конструкции отличалась от оленной и была сходна с кетской.

Самым распространенным средством водного транспорта был обласок (ветка) - долбленый из цельного ствола кедра или осины челнок с прямыми распорками и однолопастным веслом. Различались челны большие анты, вмещавшие до 8-10 человек, и малые антока - на 1-2 человек. Челны больших размеров имели долбленное днище и наставные борта. Часто они снабжались сводчатым покрытием, как у хантов. Северные селькупы ездили на обласке сидя, у нарымских практиковалась езда стоя.

Селькупы, хотя и считались официально крещеными, стойко сохраняли древние религиозные представления и обряды. Для них были характерны анимистические представления об окружающем мире. Добрым началом, демиургом, творцом считался у них Ном, олицетворявший собой небо. Властитель зла Кызы имел обиталище под землей. С помощью своих духов-помощников он похищал души людей, насылая на них болезни. Для борьбы с болезнями селькупы обращались к шаману, который вступал в борьбу со злыми духами и, если побеждал их, человек выздоравливал. Одним из своеобразных обрядов было "оживление" бубна и других шаманских аксессуаров. Селькупы считали, что бубен является оленем, на котором шаман совершает свои путешествия по различным мирам. Чтобы такое путешествие стало возможным, бубен наобходимо оживить. Эта церемония приурочивалась обычно к весеннему перелету птиц и продолжалась десять дней, а центральным ее моментом считалось путешествие на юг, в страну, "где светят семь солнц, где камень до неба достает". В целом церемония может рассматриваться как обряд почитания предков селькупов, живших некогда на юге, в высокогорной стране (Саянах). Селькупский бубен имел слегка овальную форму. Его размеры зависели от возраста шамана. Обечайку бубна делали из березовой доски. На ее внешней стороне имелись резонаторы, а внутренняя сторона обечайки украшалась рисунками. Рисунки имелись и на внешней поверхности бубна. Внутри бубна укреплялась вертикальная деревянная пластина-рукоять. В рисунках и конструкции внутренней полости селькупского бубна отражались представления о нем как символе вселенной: рисунки изображали небо и землю, семь стержней внутри бубна - семь кругов вселенной, замкнутое кольцо обечайки - границы земли, незамкнутое снизу кольцо - вход в "нижний мир".

У каждого селькупского рода были свои жертвенные места-святилища в виде небольших бревенчатых амбарчиков с изображением покровителя рода внутри, свой шаман, свое кладбище. В случае смерти на чужой земле, сородичи обязаны были доставить покойника и похоронить его на родовом кладбище. Хоронили селькупы в земле в долбленых гробах, иногда в "ветках", на могиле делали сруб. С покойником, подобно другим народам Сибири и Дальнего Востока, клали их имущество, которое предварительно приводилось в негодность. Согласно преданиям, в прошлом селькупы хоронили детей на ветках высоких деревьев (кедров).

Как и у других самодийских народов, искусство селькупов представлено орнаментацией на берестяной посуде, костяных деталях оленьей упряжи, ножнах, дверцах летних чумов и некоторых других бытовых предметах. характерное для многих народов Сибири декоративное украшение одежды не получило у селькупов широкого распространения. Орнамент различных территориальных групп неоднороден по своему составу. В его основе - геометрические фигуры: треугольники, квадраты, кружки, различные виды многоугольников, зигзаги. Более разнообразна орнаментация у нарымских селькупов, которые, скорее всего, заимствовали ее у восточных хантов.

Традиционное поэтическое творчество селькупов представлено преданиями тентыль, сказками, загадками и шутками-поговорками. В традиционном фольклоре центральное место занимает описание всевозможных приключений героя, его столкновений со злыми духами, которые всегда оказываются побежденными. Предания селькупов повествуют о войнах, которые их предки вели с соседними народами (ненцами, эвенками, татарами). Любопытно, что союзниками селькупов в преданиях всегда выступают кеты и ханты. В фольклоре селькупов содержатся указания на старые верования и связанные с ними культы. У современных селькупов многие фольклорные произведения исполняются на русском языке.

Из музыкальных инструментов у селькупов бытовали варган - губная из оленьего рога пластинка с вибрирующим язычком, семиструнная арфа - лебедь. Оба эти инструмента распространены на юге селькупского ареала. Варган служил также женским шаманским инструментом и заменял шаманке бубен. У северных селькупов единственным музыкальным инструментом был шаманский бубен.

Этнокультурное сближение селькупов с русскими и другими народами РФ, принявшее интенсивный характер в послереволюционный период, существенно изменило этнический облик этого народа. Особенно большие и необратимые изменения стали происходить с начала 60-х годов, когда на севере Томской области началась разработка нефтяных месторождений, развертывание лесопромышленных комплексов. Значительный приток в регион населения из других районов страны в короткое время в корне изменил этнокультурную и экономическую ситуацию. Местные органы власти переключили свое внимание на удовлетворение интересов приезжего населения, нужды селькупов, других коренных народов отступили на второй план.

К настоящему времени можно констатировать полную утрату значительной частью селькупских семей традиционной культуры и родного языка. Разрушен традиционный хозяйственный комплекс селькупов. За последние десятилетия они утратили навыки занятия охотничьим промыслом и рыболовством на профессиональном уровне и добывают рыбу и зверя (главным образом лося и боровую дичь) исключительно для собственных нужд.

Энциклопедия коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации /Селькупы/ под ред. В.А.Тураева, Р.В. Суляндзига -М.,2005.


Наверх!
Закрыть
Задать вопрос
Закрыть
Форма заявки
Желаете пройти весь опрос?
Это займет не более 3-х минут
Закрыть